Сообщения
ТЕЗИСЫ доклада на заседании сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
04.04.2016
По проекту Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь»
Уважаемый Владимир Павлович,
уважаемые депутаты!
уважаемые депутаты!
Вашему вниманию представлен законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь».
Основная цель проекта Закона – снижение уровня рисков и угроз в области противодействия экстремизму.
Его актуальность обусловлена текущей динамикой ситуации в сфере обеспечения национальной безопасности, а также международными обязательствами нашей страны.
Предлагается дополнить законодательство Республики Беларусь рядом норм по трем блокам:
во-первых, противодействие деятельности экстремистских формирований;
во-вторых, предотвращение участия белорусских граждан в вооруженных конфликтах за рубежом;
и, в-третьих, недопущение использования в антиобщественных и преступных целях т.н. коктейлей Молотова.
В рамках первого направления основной акцент сделан на предотвращении создания и функционирования в республике экстремистских структур.
На сегодняшний день в Беларуси сформирована эффективная правовая база по противодействию крайней форме экстремизма – терроризму. Однако наш уголовный закон не содержит ни одной нормы, предусматривающей ответственность за экстремизм. Это понятие в действующем Уголовном кодексе просто отсутствует.
В то же время, по оценке Совета Безопасности ООН, воинствующий экстремизм является одним из основных вызовов современности и требует противодействия со стороны всего мирового сообщества. Острейшие конфликты, в том числе возникновение ИГИЛ, начинались с экстремистских групп, которые в последующем трансформировались в террористические организации.
Наши партнеры по ОДКБ (Казахстан, Кыргызстан), которые сполна ощутили проявления организованного экстремизма, сформировали эффективные правовые механизмы борьбы с этим явлением.
При этом Парламентской Ассамблеей государств-членов ОДКБ в апреле 2015 года Республике Беларусь рекомендовано дополнить и расширить национальное законодательство в сфере противодействия экстремизму.
Отмечу, что определение экстремизма в национальном законодательстве не пересматривалось уже около 10 лет. Кроме того, действующим Законом «О противодействии экстремизму» установлен порядок признания организации экстремистской только в случае, если она официально зарегистрирована. В то же время, как показывает практика и зарубежный опыт, наибольшую угрозу представляют именно незарегистрированные формирования, на которые данный правовой механизм не распространяется.
С учетом этого в проекте Закона предусматривается расширение и систематизация понятия «экстремизм».
Вводится принципиально важное определение – экстремистское формирование, которое охватывает деятельность как зарегистрированных, так и незарегистрированных структур. Также вводится дополнительный признак экстремистской деятельности («распространение экстремистских материалов, их изготовление, издание, хранение или перевозка с целью распространения»).
В качестве правового механизма реализации Закона «О противодействии экстремизму» предлагается установить уголовную ответственность за действия по созданию и финансированию объединений граждан при наличии в их деятельности признаков экстремизма (статьи 361 прим один и 361 прим два соответственно).
Обращаю внимание, что уголовная ответственность за экстремизм распространяется исключительно на руководителей и финансистов экстремисткой деятельность, которые в полной мере отдают отчет в общественной опасности своих деяний.
Также хотел бы отметить, что в законодательстве Республики Беларусь, в отличие от наших партнеров по ОДКБ, не предусмотрено самостоятельной ответственности за разжигание розни по языковой и социальной принадлежности. А ведь именно языковая либо социальная принадлежность часто становится объектом экстремистских посягательств. В связи с этим предлагается криминализировать разжигание социальной вражды или розни путем расширения диспозиции статьи 130 Уголовного кодекса.
Кроме того, предлагается расширить административную ответственность за распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности. Дело в том, что на данный момент для привлечения лица к ответственности необходимо, чтобы на момент совершения противоправных деяний информационная продукция, которая им изготавливается, хранится или распространяется, уже была признана судом экстремистскими материалами.
В противном случае такое лицо ответственности не несет. Новая редакция статьи 17.11 КоАП вводит ответственность за тиражирование экстремистских материалов, в том числе не включенных в республиканский список.
Полномочия по составлению протоколов о данных правонарушениях, помимо МВД и КГБ, предлагается дополнительно предоставить должностным лицам прокуратуры и таможенных органов.
Одновременно законопроект предусматривает необходимость размещения в сети Интернет на сайте Министерства информации сведений о признании информационной продукции экстремистскими материалами. Это позволит упростить доступ к перечню таких материалов.
По второму вопросу – предотвращению участия белорусских граждан в вооруженных конфликтах за рубежом – хотел бы пояснить следующее.
В соответствии с Конституцией и Концепцией национальной безопасности Беларусь проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса.
Вместе с тем еще Гаагской конвенцией 1907 года установлено, что государство теряет статус нейтрального, если отдельное лицо из числа его граждан добровольно вступает в армию воюющих сторон. В этой связи участие граждан Беларуси в боевых действиях на территории других государств создает угрозу вовлечения республики в вооруженные конфликты в ущерб национальным интересам. Подобные ситуации негативно отражаются и на международном имидже нашей страны.
Кроме того, участие белорусских граждан в боевых действиях за рубежом в целом носит антисоциальный характер, способствует формированию слоя профессионально подготовленных и прошедших кровь боевиков.
В то же время Уголовный кодекс предусматривает ответственность только для наемников, то есть лиц, воюющих исключительно из корыстной заинтересованности.
Это не позволяет привлекать к ответственности граждан, участвующих в вооруженных конфликтах по идейным и иным соображениям, а также в случаях, когда невозможно доказать их материальную заинтересованность. Отсутствие уголовной нормы также препятствует профилактической работе в отношении данной категории лиц.
Законопроект предусматривает устранение этого пробела и установление уголовной ответственности за участие на территории иностранного государства в вооруженных конфликтах даже при отсутствии признаков наемничества (статья 361 прим три). Также предусматривается ответственность за вербовку и подготовку граждан, финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности.
Учитывая, что указанные преступления могут совершаться на территории иностранного государства, предварительное следствие предлагается отнести к компетенции органов государственной безопасности.
Отмечу, что подобные нормы в последние годы были введены в уголовное законодательство многих стран СНГ. По данных наших коллег, это позволило существенно снизить количество лиц, предпринимающих попытки выехать на Ближний Восток для вступления в ряды ИГИЛ.
Третий блок нововведений вводит ответственность за оборот предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ.
Как показывает зарубежный опыт, в ходе протестов радикалы все активнее используют самодельные зажигательные смеси, так называемые коктейли Молотова. В Республике Беларусь подобные единичные действия также имели место.
Для профилактики и противодействия использованию «коктейлей Молотова» законопроектом предусмотрено введение уголовной ответственности за их изготовление, приобретение, сбыт, хранение, ношение и перевозку.
Одновременно вводятся соответствующие дополнения в Законы о массовых мероприятиях, о республиканских и местных собраниях, о правовом положении иностранных граждан, об оружии.
Уважаемые депутаты,
В завершение хотел бы отметить, что криминализация вышеперечисленных деяний будет выполнять, прежде всего, предупредительно-профилактическую функцию.
Это позволит эффективно противодействовать формированиям и отдельным лицам, ставящим цель подорвать внутриполитическую стабильность и общественную безопасность.
Законопроект разработан под руководством Государственного секретариата Совета Безопасности и согласован с Советом Министров, Администрацией Президента, Верховным Судом, Генеральной прокуратурой, Следственным комитетом Республики Беларусь и другими заинтересованными государственными органами.
Законопроект прошел юридическую и криминологическую экспертизы. Его принятие не повлечет дополнительных расходов бюджетных средств.
С учетом изложенного прошу поддержать наши предложения и принять законопроект в двух чтениях.
Также готов ответить на Ваши вопросы.